понедельник, 28 марта 2011 г.

Григорий Иванов и его "Манифест светизма"

Во вторник 28 марта художник Григорий Иванов собрал в своей мастерской друзей и коллег, чтобы объявить "Манифест  светизма" - основанного им художественного направления.
Последние семь лет Григорий вынашивал идею светизма - нового художественного направления. На выставке "Просвет", состоявшейся в Музее современного изобразительного искусства в феврале этого года, он ярко продемонстрировал своё видение этого явления. Но художник не хочет останавливаться на уровне личного творчества, и хочет "подключить" к светизму своих друзей и коллег. Сейчас Григорий Иванов горит идеей совместной выставки, которая бы проиллюстрировала его теорию и взгляды.
Григорий Иванов
Привожу текст Григория Иванова, который можно считать своеобразным манифестом светизма.

Введение в светизм

Солнце – это образец и символ  светизма. Оно нам как бы говорит: "делай как я – свети!". Светить --  это один из смыслов, раскрывающих понятие  светизма, другое – это свет, как мир окружающий нас. Светизм – это больше, чем художественное направление, это состояние души, устремление духа. 
Солнце светит всем и всегда. Солнечный свет, проникающий через глаза и кожу в душу, отражается, материализуясь на холстах, в стихах, философских трактатах.
Корни, истоки светизма уходят в далекое прошлое.
В искусстве истоки светизма можно наблюдать в работах Рембранта и его учеников. В философии, в книге Роберта Флудди  "О космическом двуединстве " 1611г., в ее иллюстрациях.  Эти произведения очень перекликаются с "Черным квадратом" Малевича и моей картиной "Начало света".

Несколько слов о светическом элементе или принципе, сравнив его с   тремя  состояниями драгоценного камня:
1.    Камень как природный материал.
2.    Обработанный и ограненный.
3.    Камень, вставленный в оправу.
Свет, вставленный в оправу – это и есть отражение  светического принципа.
Наиболее яркие художники, после Рембранта, работавшие со светом: Вермеер, Эль Греко, Одилон Редон, Малевич, Рерих, Клюн, Филонов, Чюрлёнис, Шагал и Ротко.  Лучисты: Ларионов, Гончарова. 

В белорусском искусстве среди художников старшего поколения я выделил бы Израиля Басова и Громыко, творчество их наиболее близко светизму.
Среди своих современников я бы  назвал светистов: Зоя Литвинова, Нестеров Григорий, Бущик Николай, Васюкевич Виктор, Басов Матвей, Грищук Леонид, Костюченко Василий. Я предлагаю им участие в выставке "Источник света".
Работа Г. Иванова "Начало света"

Художники Василий Костюченко, Николай Бущик и искусствовед Ольга Коваленко в мастерской художника
Слева - Лявон Грищук
Конечно, на примере творчества самого Иванова закономерно говорить о светизме как о его личном художественном стиле. Вкладывается ли искусство других авторов в рамки концепции Г. Иванова? Это вопрос спорный. Более объективно будет говорить о позитивной, "светлой" ориентации творчества, которая объединяет перечисленных им белорусских авторов. Творческие индивидуальности ни в коем случае не должны стираться - от этого, наверное, и зависит успех любых коллективных проектов.
Работа Матвея Басова
Работа Виктора Васюкевича
Работа Василия Костюченко
Работа Григория Нестерова
Работа Леонида Грищука
Работа Миколы Бущика
Слева - Матвей Басов
Григорий Нестеров, за ним - Наталья Иванова
Любые громкие теории, как и массовые проекты, всегда очень противоречивы. Жизнь покажет, насколько справедлива концепция "светизма" Григория Иванова. В любом случае, художественная жизнь в Беларуси настолько инертная, что любые инициативы должны встречаться с интересом и пониманием.

P.S. Что-то в этом есть. Сегодняшней культуре очень не хватает света и позитива. И идеи Г. Иванова перекликаются с находками многих других авторов, где явственно звучат темы "света", "начала света", "источника света" и т.д. Мне часто в последнее время попадаются на глаза такие мотивы. Но что такое "свет"? Просто оптический эффект, переданный средствами живописи? Или что-то более глубокое, трансцендентальное?.. Но свет и ослепляет!.. А в идее "всеобщего объединения под эгидой светизма" таится даже некоторая угроза. Вспоминается книга современного русского писателя Егора Радова "Суть", где Апокалипсис представлен как картина растворения всего мира в единой метафизической "сути", в одной идее-религии-стремлении. И многие современные мыслители (да и не только современные) предупреждают человечество именно об этой угрозе - растворения индивидуального во всеобщем, всеобщей запрограммированности цивилизации. Поэтому на такие "объединяющие" идеи я посматриваю с опаской.

Комментариев нет:

Отправить комментарий