Во вторник 28 марта художник Григорий Иванов собрал в своей мастерской друзей и коллег, чтобы объявить "Манифест светизма" - основанного им художественного направления.
Последние семь лет Григорий вынашивал идею светизма - нового художественного направления.
На выставке "Просвет", состоявшейся в Музее современного изобразительного искусства в феврале этого года, он ярко продемонстрировал своё видение этого явления. Но художник не хочет останавливаться на уровне личного творчества, и хочет "подключить" к светизму своих друзей и коллег. Сейчас
Григорий Иванов горит идеей совместной выставки, которая бы проиллюстрировала его теорию и взгляды.
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEjQGEVHP1884W9Ne4PooJJXKaqvULbVnfTDD2vRnGpCpNI30VLT5on91NWZxP8VjjtvxMFn-iJh3n5emeEYNHE2Mt6RNsmaa13Rv40H6KylsEUmasvDyBEK1Y1oqY8YprQGSLMpHordO0s/s320/svetism6.jpg) |
Григорий Иванов |
Привожу текст
Григория Иванова, который можно считать своеобразным манифестом светизма.
Введение в светизм
Солнце – это образец и символ светизма. Оно нам как бы говорит: "делай как я – свети!". Светить -- это один из смыслов, раскрывающих понятие светизма, другое – это свет, как мир окружающий нас. Светизм – это больше, чем художественное направление, это состояние души, устремление духа.
Солнце светит всем и всегда. Солнечный свет, проникающий через глаза и кожу в душу, отражается, материализуясь на холстах, в стихах, философских трактатах.
Корни, истоки светизма уходят в далекое прошлое.
В искусстве истоки светизма можно наблюдать в работах Рембранта и его учеников. В философии, в книге Роберта Флудди "О космическом двуединстве " 1611г., в ее иллюстрациях. Эти произведения очень перекликаются с "Черным квадратом" Малевича и моей картиной "Начало света".
Несколько слов о светическом элементе или принципе, сравнив его с тремя состояниями драгоценного камня:
1. Камень как природный материал.
2. Обработанный и ограненный.
3. Камень, вставленный в оправу.
Свет, вставленный в оправу – это и есть отражение светического принципа.
Наиболее яркие художники, после Рембранта, работавшие со светом: Вермеер, Эль Греко, Одилон Редон, Малевич, Рерих, Клюн, Филонов, Чюрлёнис, Шагал и Ротко. Лучисты: Ларионов, Гончарова.
В белорусском искусстве среди художников старшего поколения я выделил бы Израиля Басова и Громыко, творчество их наиболее близко светизму.
Среди своих современников я бы назвал светистов: Зоя Литвинова, Нестеров Григорий, Бущик Николай, Васюкевич Виктор, Басов Матвей, Грищук Леонид, Костюченко Василий. Я предлагаю им участие в выставке "Источник света".
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEjERqUYni2hD736IgLCbU26m2TebYdWuBsJvCGqS7Wh90ZjchczTwUS3_0qhgSiE41RXh-hWDjA7lottLi1iL5xic-Alq-_1DchxJW-ctgsxHAIRBkDywiJtmcDCOSMkZHAQHS4KJ2jtbY/s320/ivanov2.jpg) |
Работа Г. Иванова "Начало света" |
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEhWB1dkGRHr47OQpiz26TuRybsUpds9SKSTjJlJeecl6-Fn0Dj3BiDy-NFgsAKTytIAywR_meX0nDwFd3w0rODodzzZWXwCBqdbz_dUgioGGjXrD1onNvta1-era9ZMo6gECrLpIhsioGg/s320/svetism5.JPG) |
Художники Василий Костюченко, Николай Бущик и искусствовед Ольга Коваленко в мастерской художника |
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEjcZRyBuT_55IxTFYryDFfzrwChBdjWEIg2u0VLGWluyyzV3ubKF-UvkxiJG4bd4T0T6yFpFCoJPk_4JVXh8A6nRp8aA-rSwBBe9Qcia5jP2DdBh9hZY-LqFNx1NnQXQEO18e5MGPCCagQ/s320/svetism4.JPG) |
Слева - Лявон Грищук |
Конечно, на примере творчества самого Иванова закономерно говорить о светизме как о его личном художественном стиле. Вкладывается ли искусство других авторов в рамки концепции Г. Иванова? Это вопрос спорный. Более объективно будет говорить о позитивной, "светлой" ориентации творчества, которая объединяет перечисленных им белорусских авторов. Творческие индивидуальности ни в коем случае не должны стираться - от этого, наверное, и зависит успех любых коллективных проектов.
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEjuJU_3_wb25_reFzJhvtIU4jPOMGulidiMRChau4RkiEG86is6H1QdR149nx-2W1pavSi95NY2nNcTOdAX0bYcQTTDd9hApvFKNoyxBpz81MI_j3YGVs3o7vPosFXM-j_7r9PWEvPNd2E/s320/gallery14.jpg) |
Работа Матвея Басова |
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEgIlFv9TjhA-qAyoe61pHGQZQrsiyMLahS3RBn-pyB-GeW61GXt1-hFJY_x4B7zdlnIZEIjMrqRKTlInQERYR9Be-I4MILuiBlsVKXE4m3A2NxjM9IqnjMuuPYvDJM3O0StuHvyjjr-bMs/s320/67_lemon_light.jpg) |
Работа Виктора Васюкевича |
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEimcba8aOyAocz3e3KxlRd-TLrbbf-zOnAtNMsw8rB8iyd1Zw04pAqSWKEnzsuqyh8h9uGOrg1KmYURD5VZEF-kv7FeWtD4gVBN3ksPBOb0MUAwA8jflVL7sSlc2hCUHPHujlrOgUYr-5E/s320/gallery102.jpg) |
Работа Василия Костюченко |
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEhxFqzYBzYkkl3asIOLT9eJeZ9hUnewv7ExF2uL1p1D61EUF0NrhrxM4LY2izlwuBBuGDyzGgrnbwUAtgSmIMxIJy4wElJ5vh_5QqYEnh5qu_PU5AWdvC74766u80WlJ4dn0elSsS8Jjgg/s320/gallery267.jpg) |
Работа Григория Нестерова |
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEi4WhqmzuJeuFNSDa_dY0e8yCaQ-6n4XTp25loUdG_hAbDDuO32zG7HZi7BffgWzyup7F6xxOVQyP27PdgMEYFSf8tGSASweXkC_Cp6TRs7k2rXUZli4nFBLCJxZk1y3o6FPWlTwz30Efc/s320/pahonia_moladz30.JPG) |
Работа Леонида Грищука |
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEjhKwKq-WERO7GBfIkHqtFIM-J2AIdsPqBSBO7HYnvlvWaxzNCxTP1twACM4zl7z2N_JLF1lDOesRx80xeEGQRyNZ8BsVn_gwbyvluw41Jj1F4FMypUiVnMMLuyH6K2cR25L7lecnFTb0c/s320/1296219647648791_v1.jpg) |
Работа Миколы Бущика |
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEhx1Oolc1xdl3bKKDxz09I_aeqDWpRXvR9UmSqw4QtQWHmEUZ_B6MiFyXl9lXHdOsMIlUZMY1oChKJsMT3rrJK8e5AIAS5Q2yg5mjzRqNtZb60tZ9BAO4Ib8XYI7iROjMDA_-B25rHf37A/s320/svetism1.jpg) |
Слева - Матвей Басов |
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEggE5KkC00ZPey7a4PF3-jNbh137VitinVWIf3DiE_LN7jRuDy1qrUjeoOn5GwMbI2GJBuCxCdZ2NVXhFnjxbXyScxqbNH_RkjddtklGBY9Rd_FG-ZW8e_XRobVbi9yuVyNNcfF4Zb7GnY/s320/svetism2.JPG) |
Григорий Нестеров, за ним - Наталья Иванова |
Любые громкие теории, как и массовые проекты, всегда очень противоречивы. Жизнь покажет, насколько справедлива концепция "светизма" Григория Иванова. В любом случае, художественная жизнь в Беларуси настолько инертная, что любые инициативы должны встречаться с интересом и пониманием.
P.S. Что-то в этом есть. Сегодняшней культуре очень не хватает света и позитива. И идеи Г. Иванова перекликаются с находками многих других авторов, где явственно звучат темы "света", "начала света", "источника света" и т.д. Мне часто в последнее время попадаются на глаза такие мотивы. Но что такое "свет"? Просто оптический эффект, переданный средствами живописи? Или что-то более глубокое, трансцендентальное?.. Но свет и ослепляет!.. А в идее "всеобщего объединения под эгидой светизма" таится даже некоторая угроза. Вспоминается книга современного русского писателя Егора Радова "Суть", где Апокалипсис представлен как картина растворения всего мира в единой метафизической "сути", в одной идее-религии-стремлении. И многие современные мыслители (да и не только современные) предупреждают человечество именно об этой угрозе - растворения индивидуального во всеобщем, всеобщей запрограммированности цивилизации. Поэтому на такие "объединяющие" идеи я посматриваю с опаской.
Комментариев нет:
Отправить комментарий