четверг, 16 декабря 2010 г.

Гаспар Ноэ - вестник Киноаппокалипсиса


Полностью случайно, как  в своё время и "Необратимость", ко мне в руки попал последний фильм Гаспара Ноэ "Вход в пустоту"...


Этот фильм не из тех, которые смотрятся на одном дыхании - он из тех, которые держат тебя долгое время после просмотра. Если шокирующая "Необратимость" мне казалась недавно чем-то эффектным, но пустоватым, то после "Входа в пустоту" мой интерес к личности режиссёра Гаспара Ноэ определённо возрос...

Фильмы Ноэ - это, безусловно, новое слово в кинематографе. Кажется, уже ничто не способно шокировать современного зрителя. А его фильмы действуют как транквилизаторы. Режиссёр достигает невероятной натуралистичности (а, может быть, честности?). Это кинематографический гиперреализм без купюр и цензуры - может быть, именно по этому фильмы Ноэ так завораживающе действуют и заставляют сопереживать...

Удивляешься, почему в одном фильме ты видишь сотни убийств и остаёшься безразличен. А тут - всего несколько смертей, но они пробирают до костей и заставляют вздрогнуть. Ты действительно переживаешь показанные в фильме эпизоды. Когда тело главного героя горит в крематории, зритель вместе с ним переживает сожжение. Страдания очищают, а в фильме "Вход в пустоту" немеренно правдоподобных и жутких страданий. Это как прожить несколько жизней за.... один сеанс фильма.

Режиссёр Гаспар Ноэ
Тема посмертных мытарств души не нова для кинематографа. "Вход в пустоту" мне почему-то напомнил русский "Живой" и голливудский "Фонтан" Даррена Аронофского, хотя фильмы несопоставимы. Если последние два - поэтичны и в определённом смысле возвышены, то "Вход в пустоту" - в таком же смысле прозаичен, приземлён и даже материалистичен. Здесь всё мистическое транслируется на уровне земли, на уровне жизни. Рождение связано с сексом, наркотики - с поиском, душа - со смертью. Здесь констатируется противоречивость и амбивалентность человеческого бытия во всей её красе...

Как и "Необратимость", "Вход в пустоту" показывает без прикрас мир ночи, мир зла и инстинктов. И даже поэтизирует этот мир (словно доказывая, что тёмная стороны нашей жизни является её неотъемлемой стороной). И на фоне этого ада или чистилища с безумными ритмами мегаполиса звучит "Ария" Баха (как и музыка Бетховена в конце "Необратимости"). И она отнюдь не диссонирует с видеорядом. Она его органично дополняет, потому что во все времена человек пребывал в плену страстей. Но душа его принадлежала вечности.

...Первая мысль, которая у меня возникла после просмотра "Входа в пустоту": пустота - она здесь, в реальной жизни, или там - после смерти? А, может, она везде - на ступенях колеса Сансары? Фильм говорит об удивительных вещах.

Комментариев нет:

Отправить комментарий