Я уже как-то успел познакомить пользователей Сети с фигурой Александра Кресса - неординарного минского художника, иконописца и поэта
Александр Кресс: человек ищущий (ч.1)
Александр Кресс: человек ищущий (ч.2)
Александр Кресс: человек ищущий (ч.3)
Хотелось бы продолжить наше знакомство и рассказать про новые творческие находки этого замечательного человека.
Александр Кресс долгое время занимался исключительно иконописью, ездил по монастырям, общался с подвижниками (когда-то его благословил на творчество старец отец Николай с острова Залит - тот самый, который стал впоследствии прототипом героя Петра Мамонова в фильме "Остров"). Стоить отметить также, что долгие годы Владыка Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси, оказывал художнику лично духовную и материальную поддержку.
Св. Георгий
Св. Нестор Некнижный
Но в последнее время Александр несколько отошёл от иконописи и занялся преимущественно светской живописью - как классическими, так и в экспериментальными её формами.
Меня, прежде всего, интересуют его авангардные опыты, тем более, что художник затрагивает в них космологические и эзотерические мотивы.
Интересно, что Александр Кресс позаимствовал из иконописи технику письма темперой, которую он готовит лично, смешивая художественную гуашь и яичную эмульсию - так, как это делали авторы древних фресок. Использование такой техники в произведениях современного искусства - случай исключительный, который может стать для автора его "фирменной фишкой", ведь эта плотная, прозрачная техника придаёт работам особый вневременной колорит и декоративное звучание.
Одна серия космических работ А. Кресса называется "Мироздание". В них художник исследует различную планетарную символику (круг, свастика, сердце и пр.). Помимо символов, на этих работах изображены воображаемые созвездия (сверху), а под ними - драгоценные камни как проекции этих созвездий. Автор на интуитивном уровне пытается передать тонкую связь между такими разнородными явлениями, как звезда, камень (минерал), символ, а, говоря проще, создаёт некие потусторонние космические знаки.
Чем-то похожие изображения использует в своих перформансах, которые он проводит в разных частях света, белорусский художник Александр Родин.
Кстати, о некоторой связи между камнями и звёздами рассказывают мифы, например, про собаку героя Кефала, которую звали Лайлап, и Тевмесскую лисицу-людоеда. Собаке боги завещали, что от неё не убежит ни одна добыча, а лисице - что та скроется от любого преследователя. И вот когда собака Лайлап погналась за лисицей, Зевсу не оставалось ничего другого, как превратить обоих животных в камень, а затем вознести на небо - в качестве созвездий Большого Пса и Лисички (Большого и Малого Пса, по другой версии). А в мифологии, как известно, ничего не бывает просто так - значит, связь между камнями и звёздами не такая уж иллюзорная :)
Сам Александр Кресс, чтобы как-то обосновать свои интуитивные доводы, написал следующее описание к этой серии своих работ.
К этим многосложным мысленным сентенциям автора можно относиться серьёзно или с юмором, однако его неординарные картины, безусловно, заслуживают внимания. Ещё одна серия его космических работ более проста по содержанию и носит название "Солнце Цветов" (не путать с названием группы "Солнцецветы" :)
Эта серия состоит из более чем двадцати однородных работ крупного формата, на которых в декоративном, символическом русле изображено солнце, как источник, дающий жизнь всему сущему - цветам. Цветы - это символ жизни и одновременно красоты, они растут благодаря солнцу, т.е. развиваются. Цветы - это своеобразные миниатюрные проекции солнца, как души людей - проекции великой души Бога. Недавно в Музее совр. изобр. искусства была хорошая выставка Василия Зенько "Жизнь насекомых", которая была посвящена сходной - солярной - тематике.
Обстановка в творческой мастерской А. Кресса
Одна серия космических работ А. Кресса называется "Мироздание". В них художник исследует различную планетарную символику (круг, свастика, сердце и пр.). Помимо символов, на этих работах изображены воображаемые созвездия (сверху), а под ними - драгоценные камни как проекции этих созвездий. Автор на интуитивном уровне пытается передать тонкую связь между такими разнородными явлениями, как звезда, камень (минерал), символ, а, говоря проще, создаёт некие потусторонние космические знаки.
Чем-то похожие изображения использует в своих перформансах, которые он проводит в разных частях света, белорусский художник Александр Родин.
Кстати, о некоторой связи между камнями и звёздами рассказывают мифы, например, про собаку героя Кефала, которую звали Лайлап, и Тевмесскую лисицу-людоеда. Собаке боги завещали, что от неё не убежит ни одна добыча, а лисице - что та скроется от любого преследователя. И вот когда собака Лайлап погналась за лисицей, Зевсу не оставалось ничего другого, как превратить обоих животных в камень, а затем вознести на небо - в качестве созвездий Большого Пса и Лисички (Большого и Малого Пса, по другой версии). А в мифологии, как известно, ничего не бывает просто так - значит, связь между камнями и звёздами не такая уж иллюзорная :)
Сам Александр Кресс, чтобы как-то обосновать свои интуитивные доводы, написал следующее описание к этой серии своих работ.
НАУЧНО-ФИЛОСОФСКИЙ ГОРОД МИРОЗДАНИЕ
(ОПИСАНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ЭКСПОЗИЦИИ)
Вот кратчайшее описание изобразительной экспозиции научно-философского города, который так и называется: МИРОЗДАНИЕ:
Каждое созвездие имеет своё повторение в параллельном мире или же, можно сказать, свое как бы зеркально-призматическое отражение, соответствующее эманациям, исходящим из магически-призматического бриллианта сущности, который так же и пространство формирует зеркально-призматическим по состоянию; отсюда и духовная прозрачность зеркально-призматической сложности. Созвездия не находятся в одной плоскости, но подчиняются многогранности планов пространства, сконцентрированных в магически-призматических бриллиантах сущности. У параллельных двух созвездий единой сущности одна звезда является центральной, указывающей на прозрачно-зеркальную границу между двумя параллельными мирами, что выражается переводящими зеркалами на некоторых изображениях. Наш мир—параллельный мир относительно иному. Иной мир—параллельный мир относительно нашему. Это выстраивает общий, изобразительный характер символа, который в то же время является зданием архитектуры, завершённым сверху огромным, несколько вытянутым кристаллом-пирамидой.
<...>
Одним словом, эта экспозиция—Призматика—изобразительно выраженная наука построения Мироздания в драгоценном зеркально-призматическом характере прозрачности происходящего.
К этим многосложным мысленным сентенциям автора можно относиться серьёзно или с юмором, однако его неординарные картины, безусловно, заслуживают внимания. Ещё одна серия его космических работ более проста по содержанию и носит название "Солнце Цветов" (не путать с названием группы "Солнцецветы" :)
Эта серия состоит из более чем двадцати однородных работ крупного формата, на которых в декоративном, символическом русле изображено солнце, как источник, дающий жизнь всему сущему - цветам. Цветы - это символ жизни и одновременно красоты, они растут благодаря солнцу, т.е. развиваются. Цветы - это своеобразные миниатюрные проекции солнца, как души людей - проекции великой души Бога. Недавно в Музее совр. изобр. искусства была хорошая выставка Василия Зенько "Жизнь насекомых", которая была посвящена сходной - солярной - тематике.
СОЛНЦЕ ЦВЕТОВ
Солнце цветов, твои ли озаренья
Всё проницают в мире бытия?
Или твои в безмерном восхожденья
Твоя не помнит света колея?
Солнце цветов, твоё время-пространство,
Не искривляясь, входит внутрь тебя,
Рождая смысл цветенья.
А убранство Всей атмосферы действует прочтя.
Солнце цветов, последнее дыханье
Твоё рождает новый, тихий кров
Твоей судьбы. И каждое мерцанье
Рождает импульс взвешенный витков.
Крайний покой—возвышенный, о, Солнце,
И из его природы твой уют
Движенья в Сфере. Радужности стронций,
Кармин в лазури импульсы найдут.
Оттенков бездна, может быть, рождает
Твой цвет внутри иль, может, этот цвет—
Твоё сиянье—мир весь проявляет—
Богатств гармоний выстроенный свет.
Солнце цветов, искрятся золотые
Пути богатств строенья всех цветов
Росы твоей сердечности. Живые
В тебе таятся драмы лепестков.<...>
Ах, Круг Любезный, ты уже находишь
Возможность помнить чудо без стыда,
Чудо цветенья. То ли ты уходишь
В свои цветы доверчиво всегда.
Цветы и свет—решение пространства—
Весьма едино в чуткости зеркал
Экранов грёз природы. Постоянства
Ещё такого мир и не лакал.Есть планетарный умысел решений,
Когда Планеты—Солнца, где живут
Ангелы кротких судеб. Озарений
Тогда цветы совсем уже не ждут.
Вот такой вот рифмованный поток сознания явил нам Александр Кресс, описывая новую серию своих живописных работ.
Хотелось бы представить его космические работы в Минском планетарии. Может быть, что-то поменяется, и выставочная деятельность там продолжится? Поживём - увидим.
На закуску предлагаю посмотреть классические пейзажи Александра Кресса, выполненные маслом, а также его натюрморты.
Комментариев нет:
Отправить комментарий