среда, 19 мая 2010 г.

Сергей Пыжиков: между пустыней и небом


В продолжение темы о творчестве Сергея Пыжикова, хотелось бы подробнее рассказать о личности художника . У Сергея Михайловича достаточно много было выставок в столице и за её пределами, но, тем не менее, в интернете о нём очень мало информации, а, главное, совсем нельзя увидеть работ. Чтобы компенсировать эту прореху, я решил посвятить ему обширный пост.

Вместо вступления
За время нашего краткого знакомства Сергей Пыжиков оставил у меня впечатление человека основательного и немного скрытного (может, жизнь научила?). Проникнуть в душу к нему не так легко, но я попробую отразить то, что увидел на поверхности.
Дизайн vs искусство
По образованию Сергей Пыжиков – дизайнер, окончил минский театрально-художественный институт. Учился вместе с такими известными личностями, как Валерий Шкарубо, Владимир Цеслер, Сергей Войченко, Дмитрий Сурский. Во время учёбы в академии, когда некоторые из студентов могли позволить себе хиповать и даже открыто выражать свой протест против совковых устоев, Пыжиков вынужден был работать и полностью себя обеспечивать, поэтому и не засветился в модных тусовках. Сейчас Сергей Михайлович преподаёт дизайн в БНТУ, обучает будущих маркетологов.
О дизайне Сергей готов читать целую лекцию, но про то, как уживаются в нём, как в человеке, дизайнер и художник, он мне поведал следующее:
– Дизайн – это очень наукоёмкая область, он изучает воздействие на человека через предметную среду. Дизайнер, конечно, должен обладать художественными способностями. Но дизайн даже шире, чем художественная деятельность. Это синтез художественной деятельности, технической, психологии и т.д.
Образование дизайнера многое дало Сергею Пыжикову, в том числе, в практическом плане. По его признанию, их учили выполнять любую физическую работу, причём в полевых условиях, пользоваться любым инструментом.
Минималистическая абстракция С. Пыжикова (чувствуется дизайнерский подход)
Судя по некоторым газетным материалам, воспитанники кафедры дизайна в 1990-ые гг. представляли интересные творческие находки в живописи и других традиционных видах искусства. Возможно, это было связано с качественным преподаванием, а, может, с новаторским характером специальности, и, как следствие, более раскрепощённой атмосферой в коллективе учащихся. Но, как бы то ни было, многие выпускники этой кафедры смогли пробить себе дорогу в искусстве, и поступать на неё ездили со всего Советского союза. Работали тут такие авторитетные специалисты, как зав. кафедрой Игорь Герасименко, преподаватель Олег Чернышёв (депутат Верховного совета СССР) и другие.
Как я сам убедился, дизайнер (особенно по интерьеру) должен хорошо разбираться в психологии, ведь работать надо с заказчиком. Хороший дизайнер должен пристально изучить своего клиента, чтобы предложить ему именно то, что нужно этому человеку. И дело не в том, чтобы лучше себя продать, тут ещё работает принцип «не навреди»: неправильно разработанная предметная среда может человека и раздражать, и угнетать. К тому же знание психологии не последнее качество в деле продвижения в современном искусстве, тем более в рыночных условиях. Художник должен уметь себя хорошо подать и продать. И тут Сергею Пыжикову очень помогает дизайнерская выправка: он, как мне показалось, умеет работать с покупателем.
Основная линия в творчестве
Но, как бы то ни было, всё же реализовался Сергей Пыжиков в традиционных видах искусства: в живописи и акварели.

Тематика его творчества многогранна: от пейзажей родной природы до фантастических инопланетных ландшафтов, от цветовой абстракции до минималистичной дизайнерской композиции. Но, что бы ни изображал автор, его картинам непременно свойственно стремление ввысь, выход на космический план бытия. Именно поэтому созданные им изображения кажутся укрытыми лёгкой дымкой таинственности, как миражи.
Сквозная тема творчества художника – это небо. Небесные пейзажи С. Пыжикова отражают широкий спектр настроений – как природных, так и внутренних: от безоблачного спокойствия до предгрозового состояния и самого разгула стихии.

В прессе много раз отмечалось сходство полотен Сергея Пыжикова с творчеством Николая Рериха. Сам автор возможность какого бы то ни было влияния отрицает, говорит, что пришёл к своему стилю ещё раньше, чем познакомился с творчеством Рериха. «Может, Рерих мне близок идейно, но идеи, как говорится, витают в воздухе» и никому не принадлежат. А близкими по духу Сергей Пыжиков признаёт таких художников, как Куинджи, «из самых старых – Микеланджело, который умел через тело передать духовное состояние человека, поздний Айвазовский, когда уже научился море писать, Саврасов. Из более авангардных – Гоген, Клод Моне, Ренуар».
Как и Николай Рерих, Пыжиков отдаёт предпочтение такому материалу, как темпера, а также акрил. На мой вопрос «почему» вот что он ответил:
– А потому что такую тематику – духовную – только такими средствами и возьмёшь. Масло – оно тяжелее, и я не люблю того, что оно блестит. У масла со временем появляется музейный оттенок. А темпера вечная. Всё, что на водной основе, сохраняется лучше.
Такие непривычные для белорусской школы болотные пейзажи привлекают Сергея Пыжикова

 Те переливы красок, которые создаёт Сергей Пыжиков, не могут оставить равнодушными, как на небесных пейзажах, так и в абстрактных композициях
Пояс Ориона
 Привлекают его и космические, фантастические, инопланетные ландшафты
Рождение образа
О том, как рождается художественный образ, у Сергея Пыжикова есть своё, довольно простое объяснение. Всё дело в параллелях и ассоциациях.
– Есть такое понятие «синектика» – когда мы ищем какие-то связи у двух совершенно разных объектов, т.е. что-то общее. Бывает, что объект какой-то или, лучше сказать, феномен, может вызвать идею, совершенно ему не присущую. Если человек наблюдательный, то он сразу «сечёт», откуда у меня взялся тот или иной образ.

– Вот эта картина – в подъезд заходишь, а там лампочка, и штукатурка – это рельеф инопланетный. Вот, пожалуйста, реальная ассоциация. И таких ассоциаций много, которые инициируют.
Духовная основа
Про духовную сторону своего жизненного пути Сергей Пыжиков распространяться не любит:
– Духовный план человека не поддаётся никакому объяснению. Объяснение – оно вот, на картинах.

Принимая во внимание те темы, которые поднимает автор в своём творчестве, я задался закономерным вопросом – увлекался ли он какими-то духовными практиками, которые могли повлиять на формирование взглядов, медитациями? Сергей Михайлович решительно отрицает какое-либо подобное увлечение:
– Чтобы заниматься йогой, или агни-йогой, как у Рериха, этому нужно посвящать свою жизнь. А у меня всё-таки другое занятие. Мой главный принцип: носить в голове хорошие мысли. И не надо тогда никакой йоги.

Певец пустыни

 Фото из личного архива С. Пыжикова (он ещё и фотограф)
Сергей Пыжиков ещё и активный путешественник, бывалый турист, совершивший немало далёких странствий. Эти путешествия, безусловно, нашли отражение в его творчестве. Вот что он мне поведал о том, какое в его жизни было самое запоминающееся путешествие:
– Чем труднее путешествие, тем более запоминается. Больше всего впечатлила пустыня. Бывал я и в горах: на Кавказе, Памире, на Северном Урале. Горы – это такое разнообразное однообразие. Хотя с подъёмом, конечно, картина меняется… А о пустыне у людей ложное представление, что там только песок. Нет, там всё есть. Разные ландшафты. Она очень разнообразная, особенно по формам.

– Недаром Иисус Христос проходил искушение в пустыне… (моя реплика – А. С.)
– Пустыня заставляет задумываться, что ты потерял на этой земле. А горы – это праздник, это что-то нарядное, там воздух такой чистый.
– А где конкретно вы были в пустыне?
– Южнее Кара-Богаз-Гола (залив Каспийского моря – моё примечание – А.С.) – там есть тектонический разлом, какие там ландшафты!

«Карма земная» – наиболее известная работа Сергея Пыжикова, вдохновлённая пустыней

Ещё одна образная ассоциация

Кстати, о путешествиях: тема дороги - одна из ключевых в творчестве художника (символ духовного пути, дорога к небу)


Вместо постскриптума

То внимание, которое Сергей уделяет небу и небесным явлениям на своих картинах, пусть даже изображая всего лишь безмятежные облака или же, наоборот, хмурое предгрозовое небо, с лихвой оправдывает себя. Большинство из нас, живущих в загрязнённых городах, снующих в бесконечных делах и заботах, редко когда позволяют себя поднять голову и взглянуть на ту чистоту и величие, которая царит на безграничном (по сравнению с земными ландшафтами) небосводе. И то, что художник запечатлевает, те небесные красоты, которые всю историю были для человека неотделимой частью его жизненного пространства – всё это исчезает из нашего бытия, скрываемое завесой промышленных выбросов или же сознательно замененное человеком на изыски виртуальных миров, наркотических грёз, подвесных потолков и подземных конструкций. Человек не хочет видеть небо, он хочет осесть в техногенных пещерах, пряча своё лицо от природы и от Бога. Поэтому когда-то, с приходом Нового времени, вошли в моду натурные пейзажи (художники предчувствовали угрозу будущих экологических катастроф), в литературе появились природные описания, и по той же причине Сергей Пыжиков сегодня изображает небо, от которого мы всё больше и больше удаляемся. Дай Бог, чтобы эта связь с небесами не оборвалась окончательно.
Большинство фото - из архива С. Пыжикова

Комментариев нет:

Отправить комментарий