суббота, 31 июля 2010 г.

Артефакты первой мировой


Похоже, у Сергея Шило появилась серьёзная конкуренция.
Ещё в апреле я познакомился с интересным человеком Александром Пресняковым - морским офицером, зам. коммандира части ВМФ России "Антей", находящейся под Вилейкой - который занимается инсталляциями на историческую тематику. В тот день знакомство с творчеством Александра плавно переросло в экскурсию по Вилейщине, которую он мне устроил, чтобы глубже посвятить в контекст своих творческих поисков.
Дело в том, что основная линия в творчестве Александра связана с Первой мировой войной. А под Вилейкой фронт аж три года стоял (1915-1918). Вот только память о героях и погибших до настоящего времени предавалась забвению. Но благодаря таким людям, как художник Борис Цитович (о нём я расскажу чуть ниже) и уже упомянутый Александр Пресняков восстанавливается историческая справедливость. И оживает память...
Александр Пресняков
Мне следовало давным-давно взяться за этот материал (фотографии лежат около трёх месяцев), но я всё боялся. Не привык писать о предметах, связанных с историей. Тут надо быть точным и ответственным. А я люблю фантазировать. Поэтому не судите строго: подхожу я к данной теме более с эстетической, нежели исторической точки зрения.
Советская идеология исключила Первую мировую войну из разряда памятных событий (благодаря большевикам, насколько я понимаю, война и была проиграна). Но ведь это была величайшая трагедия общемирового значения, унесшая миллионы жизней, в т.ч. наших земляков. Это была жестокая разминка или репетиция перед предстоящей мясорубкой второй мировой. И хранить память о погибших (не о войне как таковой, а о погибших) - это наш христианский долг. И в этом я поддерживаю людей, воссоздающих потерянные звенья исторической памяти.
Инсталляция, посвящённая полковым священникам. Эти люди не носили оружия, а сражаться могли только словом и крестным знаменем.
Материал для своих инсталляций Александр Пресняков в большинстве случаев берёт у коллекционеров и капателей. Это реальные ордена, бляхи, гильзы, пуговицы, остатки оружия, сохранившиеся с первой мировой - одним словом, всё это артефакты. Понятно, что данные предметы хранят в себе энергетику своих обладателей. Иногда от осознания этого факта становится жутко. Например, когда видишь разорванную пулей бляху. Но Александр стремится придать своим инсталляциям вид эстетический, достойный доблестной памяти предков.
 Здесь оборвалась чья-то жизнь...
Так выглядит материал, с которым работает автор
Инсталляция, посвящённая поэту Николаю Гумилёву, который воевал под Вилейкой в составе 5-ого гусарского Александрийского полка (гусаров смерти)
"Красная" линия фронта
Эти немецкие ботинки также были свидетелями первой мировой и хранились у одного из местных жителей
Здесь мы видим остатки пикельхельма (островерхого шлема) рядового саксонского полка
Увидеть инсталляции Александра Преснякова можно в Часовне-музее Первой мировой войны. Возвёл часовню и превратил её в музей художник Борис Цитович, живущий в деревне Забродье Вилейского района. В прошлом известный как график (оформлял "Люди на болоте" Ивана Мележа), ныне Борис Борисович весь свой энтузиазм вкладывает в работу по восстановлению памяти о первой мировой войне. Его стараниями в Вилейском районе были восстановлены некоторые военные захоронения того времени, увековечены в памятниках важные события той войны. Наверное, пример Бориса Цитовича во многом и вдохновил Александра на его творчество.
Часовня-музей Первой мировой войны
Недавно рядом с часовней появилась звонница, поставленная Б. Цитовичем на собственные средства 

Борис Борисович и Александр у входа в часовню-музей
Художник Борис Цитович
Инсталляции А. Преснякова внутри музея
Палица для добивания раненых
Представленные в музее инсталляции несут прежде всего информационную, а затем художественную ценность.
Трёхлинейка Мосина
Возле Музея Первой мировой войны раскинулась Аллея памяти (Победы)
 Памятник казаку-разведчику Даниле Шевченко в д. Забродье
Такие пейзажи околяют Забродье. Туристический потенциал у этого места очень высокий, и благодаря стараниям Бориса Цитовича и его сына дизайнера Данилы местность постоянно облагораживается.
Ландшафтный дизайн.
А теперь пройдёмся по памятным местам Вилейщины, связанным с событиями Первой мировой войны. Для заинтересованных - уже выработан туристический маршрут.
Вилейское кладбище. Мемориал польским солдатам, погибшим в 1919-1920 гг. Раньше тут стоял и мемориал солдатам русской армии, но был разрушен.
 Братское лазаретное кладбище русской армии (в лесу под названием Обоз около Забродья)
Мемориал на месте кладбища русской армии около д. Русское село
Подробно о деятельности Бориса Цитовича и деревне Забродье можно почитать здесь.
А теперь ещё ненадолго вернёмся к персоне Александра Преснякова.
Эта инсталляция собрана из предметов, которые передал автору немец Пит Науман. Эти предметы принадлежали его деду, служившему в СС во вторую мировую, и прадеду, воевавшему в первую. Пит приезжал участвовать в художественном пленере "Обоз", прошедшем в Забродье. Парень за своих предков просил прощенья за принесённые на эти земли войны. И нам всем стоит задумываться о покаянии за преступления былых времён (Катынь, Чехословакия, Афганистан?..).
Романтическая инсталляция, посвящённая офицерству
Судьба всех предметов, представленных на инсталляциях, сугубо индивидуальна. Это очень необычный, живой художественный материал.
А. Пресняков создаёт инсталляции не только на тему первой мировой войны. Просто тема эта не раскрыта, и в земле покоится немало артефактов того времени А вот, к примеру, работа, посвяшённая польскому восстанию 1863-1864 гг. (сделана по просьбе вилейского художника Эдуарда Матюшонка, друга автора).
Вверху медаль "За усмирение польского мятежа". Но польские орлы гордых глав не опустили.
Александр Пресняков является офицером российского флота, считает себя русским по национальности, но это ничуть не мешает ему любить белорусскую землю как родную, уважать её историю и культуру. Интересы и творческие поиски Александра говорят о нём как об истинном патриоте Беларуси.
Фото мои и из архива А. Преснякова

Комментариев нет:

Отправить комментарий